Георгий Герасимов (g_gerasimov) wrote,
Георгий Герасимов
g_gerasimov

Резервное копирование данных

Сегодня коллеге на работе вернули винчестер с восстановленными данными. Восстановили вроде все. Заняло это правда три месяца, n-количество денег (правда тут за счет фирмы) и уверенности в 100% успехе не было.
Поэтому давайте поговорим о резервном копировании важных данных, коротко говоря – о бэкапах.




Говорить об этом можно много и долго, но я постараюсь сжато осуществить две задачи:

А) Напомнить о важности регулярного резервного копирования. Как известно, ничто не вечно под луной, в том числе это относится и к электронным приборам. Подумайте, насколько грустно вам будет, если завтра, например, категорически откажется работать ваш винчестер, на котором вы качаете торренты/обрабатываете фотографии/пишите диплом, и накроется вся информация на нем. Для обладателей raid массивов можно усложнить эксперимент — что, если у вас сгорел целиком компьютер (мало ли что, локальный пожар)? Стало грустно, что больше можете не увидеть своих данных? Если нет, то у вас похоже все в порядке. Для остальных — читаем дальше, как наладить процесс сохранения важных данных.

Б) В качестве примера расскажу о своей текущей системе резервного копирования данных


1. Что копирую.
У меня не стоит цель сделать копии всего-всего. Я, например, спокойно переживу потерю коллекции любимых фильмов – материал не уникальный, неспешно восстанавливается за пару дней. Меня интересует то, что либо вообще нельзя, либо сложно восстановить, как то:

  • всяческие электронные документы

  • рабочие файлы

  • мои фотографии и видео

  • сложные настройки программ

  • избранная подборка музыки/картинок/текстов из интернета

  • контакты людей

  • электронная переписка

Поэтому тут не будет ничего про создание образа диска – это удобно, но, не более. Как показала практика, установить новую винду и сопутствующие программы + настройка до вполне комфортного уровня – вопрос нескольких часов.


2. Куда копирую
Как учит нас народная мудрость - "не кладите все яйца в одну корзину". Поэтому копии идут в облачные хранилища в интернете и на мой внешний жесткий диск (2 ТБ, usb 3.0 – по месту пока хватает, по скорости все довольно оперативно). На случай проблем с интернетом – есть внешний винчестер; на случай, если, не знаю, наводнение затопило квартиру – есть копии в интернете. Вероятность того, что помрет одновременно всё достаточно мала, и, сдается мне, в этом случае мне может быть уже как-то и не до файлов.

3. Программы для создания копий




Evernote – мощный менеджер заметок. Куча функций и возможностей для применения, гибкие настройки. Кто-то использует его как записную книжку, кто-то — как планировщик задач, кто-то — как корпоративную базу знаний. Есть клиенты для настольного компьютера (PC, Mac) и для мобильных устройств, все это синхронизируется с их сервером. Разумеется, есть и просто веб-версия. Соответственно, вы можете получить доступ к своей информации из любого места, где есть интернет.
В Evernote у меня хранятся многие документы, сканы, заметки, рецепты, аккорды, картинки и всякие фото-подбороки. Ориентироваться по ним можно с помощью тегов, встроенного поиска, разделения на разные блокноты. Возможна совместная работа с заметками через сеть, как простой пример — оперативно обновить список продуктов, отправившемуся в магазин члену семьи.
Отдельно отмечу плагин для Chrome – Evernote Clearly. Открываем страницу с какой-либо интересной статьей, включаем плагин – и тот приводит статью в более удобный для чтения вид – серый фон, стандартный шрифт, обрезает рекламу. Тут же можно эту статью прямо сохранить в свой аккаунт Evernote, со ссылкой на первоисточник. Очень удобно, вместо сохраненных на винчестер отдельных страниц или бесконечных закладок в браузере (тем более, что ситуация, когда статья может куда-то переехать с привычного адреса или просто исчезнуть – не редкость).
Есть бесплатный и платный варианты, отличаются ограничением размеров закачиваемой информации, наличием оффлайн блокнотов, и еще парой приятных особенностей.





CrashPlan – программа, простая как раз-два-три. Раз – указываете ей те папки и файлы, которые хотите резервировать. Два – программа в фоновом режиме закачивает их себе на сервер и далее следит за изменениями; если изменения происходят – обновляет архив (с интервалом … ). Три – в случае нужды, вы скачиваете сохраненный файлы с сервера CrashPlan. Есть клиенты под Windows, Mac, Linux, мобильные платформы.
В CrashPlan я указываю папки со своими фото- и видеосъемками, избранной подборкой музыки, некоторыми документами и электронными книгами, которые не вошли в Evernote, архивы с каталогами Lightroom, рабочими документами и настройками программ (подробнее про эти архивы ниже).
Программа платная, но удобная, и количество места для закачки не ограничено, гуляй – не хочу. Правда, когда будете гулять, помните, что закачивается все это не мгновенно; у меня ушло несколько месяцев на закачку всего своего фотоархива (с другой стороны, все это происходит в фоновом режиме, так что не накладно). Это, для ориентировки, около 400 Гб. Ценовые политики разные, в зависимости от вида подписки и текущих скидок. Есть и бесплатная версия, но в ней отсутствует самое для меня интересное — безлимитное онлайн хранилище, оставлена только возможность копировать на другой компьютер или просто в какой-нибудь каталог у себя на компьютере.
Есть платные альтернативы. В качестве бесплатного варианта можете попробовать недавно появившееся облако от mail.ru, до 20 января дают 2 Тб бесплатно. Но сам я им пока не пользовался, не знаю, насколько оно удобно в эксплуатации.
Или, если у вас оказалось мало данных для резервирования, всего несколько гигабайт или даже меньше, то вам вполне подойдет практически любое облачное хранилище с бесплатным аккаунтом: dropbox, googledrive, 4sync, яндекс.диск и прочие.





в) Все тоже самое, что копирует CrashPlan, копируется на внешний винчестер. Тут есть различные варианты, я остановился на Cobian Backup. Бесплатная программа с гибкими настройками. Висит фоном, по графику производит копирование выбранных файлов. Версия только под Windows.
Дополнительно копирует в отдельно созданную папку настройки некоторых программ (например, мне жалко будет потерять свои прописанные экшены в фотошопе). А потом уже этот папка заливается на внешний винчестер (и, параллельно, на сервер CrashPlan). Где лежат настройки у разного ПО можно узнать у Гугла, обычно либо в папке с программой, либо в ApplicationData. Собственно, переживаю я только за софт от Adobe, utorrent, да total commander. Chrome, Opera и Evernote синхронизируются самостоятельно; у остальных достаточно простые настройки, чтобы их потом легко было восстановить.


Android и Co. С удивлением встречал людей, которые пользуются смартфонами, но не пользуются возможностями синхронизации. В случае потери/поломки, да даже при смене телефона – насколько все проще с ними! Как пользователь Андроида, говорю только за свою платформу, но убежден, что у Apple и Windows есть свои варианты.
Контакты – чудесно синхронизирует сам Google. Параноите и не хотите сообщать ему свою гмэйловскую почту? ОК, создайте левый аккаунт специально для контактов.
Фото и видео, снятые на смартфон – поставьте облачное хранилище Dropbox, он автоматом будет скачивать все отснятое к себе на сервис, и потом к вам на компьютер, (конечно, если установите его и на компьютер). Бесплатная версия предоставляет 2 Гб + есть разные способы, чтобы увеличить это место. Но и 2 Гб – вполне неплохо, если периодически чистить отснятое. В качестве альтернативы в принципе должно подойти любое облачное хранилище, имеющее мобильный клиент, например использовать Яндекс.Диск или 4sync.
Если вам дороги ваши смски – качаете на GooglePlay какую-нибудь программу для резервного копирования смсок. Если она будет облачная – совсем хорошо, если не облачная – кидаете созданный архив в папку Dropbox и периодически повторяете копирование. Сам я смсками не дорожу, так что о конкретных решениях не думал.
Сохранить весь установленный софт с настройками – TitaniumBackUp. Очень удобно при смене телефона. Вот тут например подробное описание по использованию. Созданный архив опять же можно синхронизировать через Dropbox.


4. Когда резервирую
Crashplan, Evernote, Dropbox – постоянно работают фоном.
Cobian – раз в неделю обновляет архив с настройками программ; раз в месяц – на внешний винчестер.



Вот, вроде основное сказал. Что не понятно - спрашивайте. Описанный комплекс мер требует некоторого времени на определение необходимых для копирования данных, установки и настройки программ, введения системы в эксплуатацию. Но зато потом весьма и весьма удобен в быту.

Кстати, интересно, делаете ли вы бэкапы, каким образом и как часто? А если нет - то почему?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments