Previous Entry Share Next Entry
Резервное копирование данных
g_gerasimov
Сегодня коллеге на работе вернули винчестер с восстановленными данными. Восстановили вроде все. Заняло это правда три месяца, n-количество денег (правда тут за счет фирмы) и уверенности в 100% успехе не было.
Поэтому давайте поговорим о резервном копировании важных данных, коротко говоря – о бэкапах.




Говорить об этом можно много и долго, но я постараюсь сжато осуществить две задачи:

А) Напомнить о важности регулярного резервного копирования. Как известно, ничто не вечно под луной, в том числе это относится и к электронным приборам. Подумайте, насколько грустно вам будет, если завтра, например, категорически откажется работать ваш винчестер, на котором вы качаете торренты/обрабатываете фотографии/пишите диплом, и накроется вся информация на нем. Для обладателей raid массивов можно усложнить эксперимент — что, если у вас сгорел целиком компьютер (мало ли что, локальный пожар)? Стало грустно, что больше можете не увидеть своих данных? Если нет, то у вас похоже все в порядке. Для остальных — читаем дальше, как наладить процесс сохранения важных данных.

Б) В качестве примера расскажу о своей текущей системе резервного копирования данных


1. Что копирую.
У меня не стоит цель сделать копии всего-всего. Я, например, спокойно переживу потерю коллекции любимых фильмов – материал не уникальный, неспешно восстанавливается за пару дней. Меня интересует то, что либо вообще нельзя, либо сложно восстановить, как то:

  • всяческие электронные документы

  • рабочие файлы

  • мои фотографии и видео

  • сложные настройки программ

  • избранная подборка музыки/картинок/текстов из интернета

  • контакты людей

  • электронная переписка

Поэтому тут не будет ничего про создание образа диска – это удобно, но, не более. Как показала практика, установить новую винду и сопутствующие программы + настройка до вполне комфортного уровня – вопрос нескольких часов.


2. Куда копирую
Как учит нас народная мудрость - "не кладите все яйца в одну корзину". Поэтому копии идут в облачные хранилища в интернете и на мой внешний жесткий диск (2 ТБ, usb 3.0 – по месту пока хватает, по скорости все довольно оперативно). На случай проблем с интернетом – есть внешний винчестер; на случай, если, не знаю, наводнение затопило квартиру – есть копии в интернете. Вероятность того, что помрет одновременно всё достаточно мала, и, сдается мне, в этом случае мне может быть уже как-то и не до файлов.

3. Программы для создания копий




Evernote – мощный менеджер заметок. Куча функций и возможностей для применения, гибкие настройки. Кто-то использует его как записную книжку, кто-то — как планировщик задач, кто-то — как корпоративную базу знаний. Есть клиенты для настольного компьютера (PC, Mac) и для мобильных устройств, все это синхронизируется с их сервером. Разумеется, есть и просто веб-версия. Соответственно, вы можете получить доступ к своей информации из любого места, где есть интернет.
В Evernote у меня хранятся многие документы, сканы, заметки, рецепты, аккорды, картинки и всякие фото-подбороки. Ориентироваться по ним можно с помощью тегов, встроенного поиска, разделения на разные блокноты. Возможна совместная работа с заметками через сеть, как простой пример — оперативно обновить список продуктов, отправившемуся в магазин члену семьи.
Отдельно отмечу плагин для Chrome – Evernote Clearly. Открываем страницу с какой-либо интересной статьей, включаем плагин – и тот приводит статью в более удобный для чтения вид – серый фон, стандартный шрифт, обрезает рекламу. Тут же можно эту статью прямо сохранить в свой аккаунт Evernote, со ссылкой на первоисточник. Очень удобно, вместо сохраненных на винчестер отдельных страниц или бесконечных закладок в браузере (тем более, что ситуация, когда статья может куда-то переехать с привычного адреса или просто исчезнуть – не редкость).
Есть бесплатный и платный варианты, отличаются ограничением размеров закачиваемой информации, наличием оффлайн блокнотов, и еще парой приятных особенностей.





CrashPlan – программа, простая как раз-два-три. Раз – указываете ей те папки и файлы, которые хотите резервировать. Два – программа в фоновом режиме закачивает их себе на сервер и далее следит за изменениями; если изменения происходят – обновляет архив (с интервалом … ). Три – в случае нужды, вы скачиваете сохраненный файлы с сервера CrashPlan. Есть клиенты под Windows, Mac, Linux, мобильные платформы.
В CrashPlan я указываю папки со своими фото- и видеосъемками, избранной подборкой музыки, некоторыми документами и электронными книгами, которые не вошли в Evernote, архивы с каталогами Lightroom, рабочими документами и настройками программ (подробнее про эти архивы ниже).
Программа платная, но удобная, и количество места для закачки не ограничено, гуляй – не хочу. Правда, когда будете гулять, помните, что закачивается все это не мгновенно; у меня ушло несколько месяцев на закачку всего своего фотоархива (с другой стороны, все это происходит в фоновом режиме, так что не накладно). Это, для ориентировки, около 400 Гб. Ценовые политики разные, в зависимости от вида подписки и текущих скидок. Есть и бесплатная версия, но в ней отсутствует самое для меня интересное — безлимитное онлайн хранилище, оставлена только возможность копировать на другой компьютер или просто в какой-нибудь каталог у себя на компьютере.
Есть платные альтернативы. В качестве бесплатного варианта можете попробовать недавно появившееся облако от mail.ru, до 20 января дают 2 Тб бесплатно. Но сам я им пока не пользовался, не знаю, насколько оно удобно в эксплуатации.
Или, если у вас оказалось мало данных для резервирования, всего несколько гигабайт или даже меньше, то вам вполне подойдет практически любое облачное хранилище с бесплатным аккаунтом: dropbox, googledrive, 4sync, яндекс.диск и прочие.





в) Все тоже самое, что копирует CrashPlan, копируется на внешний винчестер. Тут есть различные варианты, я остановился на Cobian Backup. Бесплатная программа с гибкими настройками. Висит фоном, по графику производит копирование выбранных файлов. Версия только под Windows.
Дополнительно копирует в отдельно созданную папку настройки некоторых программ (например, мне жалко будет потерять свои прописанные экшены в фотошопе). А потом уже этот папка заливается на внешний винчестер (и, параллельно, на сервер CrashPlan). Где лежат настройки у разного ПО можно узнать у Гугла, обычно либо в папке с программой, либо в ApplicationData. Собственно, переживаю я только за софт от Adobe, utorrent, да total commander. Chrome, Opera и Evernote синхронизируются самостоятельно; у остальных достаточно простые настройки, чтобы их потом легко было восстановить.


Android и Co. С удивлением встречал людей, которые пользуются смартфонами, но не пользуются возможностями синхронизации. В случае потери/поломки, да даже при смене телефона – насколько все проще с ними! Как пользователь Андроида, говорю только за свою платформу, но убежден, что у Apple и Windows есть свои варианты.
Контакты – чудесно синхронизирует сам Google. Параноите и не хотите сообщать ему свою гмэйловскую почту? ОК, создайте левый аккаунт специально для контактов.
Фото и видео, снятые на смартфон – поставьте облачное хранилище Dropbox, он автоматом будет скачивать все отснятое к себе на сервис, и потом к вам на компьютер, (конечно, если установите его и на компьютер). Бесплатная версия предоставляет 2 Гб + есть разные способы, чтобы увеличить это место. Но и 2 Гб – вполне неплохо, если периодически чистить отснятое. В качестве альтернативы в принципе должно подойти любое облачное хранилище, имеющее мобильный клиент, например использовать Яндекс.Диск или 4sync.
Если вам дороги ваши смски – качаете на GooglePlay какую-нибудь программу для резервного копирования смсок. Если она будет облачная – совсем хорошо, если не облачная – кидаете созданный архив в папку Dropbox и периодически повторяете копирование. Сам я смсками не дорожу, так что о конкретных решениях не думал.
Сохранить весь установленный софт с настройками – TitaniumBackUp. Очень удобно при смене телефона. Вот тут например подробное описание по использованию. Созданный архив опять же можно синхронизировать через Dropbox.


4. Когда резервирую
Crashplan, Evernote, Dropbox – постоянно работают фоном.
Cobian – раз в неделю обновляет архив с настройками программ; раз в месяц – на внешний винчестер.



Вот, вроде основное сказал. Что не понятно - спрашивайте. Описанный комплекс мер требует некоторого времени на определение необходимых для копирования данных, установки и настройки программ, введения системы в эксплуатацию. Но зато потом весьма и весьма удобен в быту.

Кстати, интересно, делаете ли вы бэкапы, каким образом и как часто? А если нет - то почему?

  • 1
Плюсую к важности серьёзного подхода к бекапам, я пока в биткасу всё заливаю, она хоть до ста гигов в день может по скорости доходить, уже в районе 7Тб туда залил... А так, все оперативные диски либо зеркалами сделаны, либо Cobainом каждый день бекапятся на соседний, плюс стопочка дисков ещё, с архивами/бекапами, тоже парами.

Как-то хлопотно оно с дисками... особенно если 7ТБ (=

Edited at 2014-01-15 08:41 pm (UTC)

Ну те что встопочке, там совсем старое скадывается, к ним редко приходится обращаться, плюс я юзаю такие штуки: http://store.mnt.ru/products/8564 куда вставлляется сразу голый диск без всяких салазок, получается вполне удобно, и без ограничений скорости внешних коробок)

У меня три категории фалов: документы, исходные тексты программ, фотографии. Документы хранятся в облаке и одновременно присутствуют на диске. Исходные тексты пограмм хранятся в репозиториях Bitbucket и одновременно присутствуют на диске. Фотографии только на диске. На все это настроена TimeMachine, которая по локальной 802.11n делает копии на 2 Тб диск.

Проблемы могут быть только если я уеду куда-то, где нет Интернета, надолго. Сделаю кучу работы, и тут случится большой бадабум.

Контакты и календари синхронизируются еще и с Apple. Почта живет на отдельном домене, где за ее работоспособностью и копированием следят специальные люди. Программы для десктопа легко восстанавливаются из App Store.

Ага, на Мак значит вместо Cobian есть TimeMachine.

"Проблемы могут быть только если я уеду куда-то, где нет Интернета, надолго. Сделаю кучу работы, и тут случится большой бадабум."

Ну, это тогда почти у всех есть такой риск.

Я как программист использую еще SVN в облаке. Например: https://www.assembla.com
SVN полезен при просмотре изменений в файлах (какой символ поменялся или строка).
Таким образом достигается синхронизация с различными компьютерами, можно скачать репозиторий на разные рабочии станции.

P.S. Вообще думаю, те файлы которые действительно нужны/важны не дотянут до 7 ТБ ( кроме фотографий и видео ), даже до 2 ГБ с трудом.

Подчеркнул для себя настройку dropbox на android для фотографий, нужно дома вечером применить.

Кстати видимо аналог - assembla- bitbucket.

Edited at 2014-01-16 09:20 am (UTC)

Понятно, у программистов свои специализированные инструменты для синхронизации.

Про "P.S." - ну, тут у кого как. У меня вот только тщательно организованная подборка свинговой музыки составляет более 2 Гб, и мне бы совсем не хотелось ее потерять. А помимо нее есть еще несколько аудио-коллекций, сканированные документы, рабочие документы (в том числе схемы и чертежи, которые могут занимать прилично места). Но, думаю гигов в 10 самое дорогое для меня уместится (если без фото и видео, конечно).

Спасибо, довольно информативно. Возьму на заметку. Благо Дропбокс стоит, но использовать его на полную как-то руки не доходили

Хм... я бы сказал, что как раз дропбокс для конкретно тебя из перечисленного будет наименее эффективным средством. Он же маленький.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account